Машину эту все хорошо знают. Она пользуется заслуженным
признанием у работников сельского хозяйства, геологов, военных,
строителей. Два десятка лет стояла она на производстве, что само по
себе служит наглядным доказательством того, насколько удачной была
конструкция ГАЗ-69. Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69 был
создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода.
Испытания опытных образцов проходили еще в конце тридцатых годов. С
самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях. Первая -
ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом. Их производство Горьковский
завод начал в 1953 году, причем параллельно (с декабря 1954 года) эти
вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и
его модификации ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешел
после 1956 года. Горьковский же завод с середины 1955 года стал
изготовлять М-72 - вторую модификацию, оригинальную машину, сочетающую
шасси ГАЗ-69 с кузовом «Победы». Эта машина сходила с конвейера до 1958
года. Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод попутно делал амфибию
ГАЗ-46. Со временем производство «шестьдесят девятых» было полностью
передано в Ульяновск - на завод, который прежде собирал грузовики
ГАЗ-ММ, полуторки. Помимо двух модификаций ГАЗ-69, которые пошли в
серию, существовало и несколько его разновидностей, которые не вышли из
стадии опытных образцов. Один из них, ГАЗ-19, как показывает индекс, не
относился к автомобилям повышенной проходимости. Действительно, вместо
переднего ведущего моста эта машина имела кованую балку, подвешенную на
продольных рессорах. ГАЗ-19 предназначался для перевозки почты и был
снабжен закрытым трехдверным кузовом. Однако в производство он не
пошел: неоткуда было позаимствовать переднюю, неведущую ось. Такие
машины (УАЗ-451) с 1960 года начали выпускать в Ульяновске. Вслед за
ГАЗ-69 коллектив конструкторов Горьковского автозавода разработал еще
один, более мощный «джип»; его опытные образцы (они появились в 1956
году) назывались ГАЗ-62. Внешне автомобиль напоминал как бы подросший
ГАЗ-69. На нем стоял 76-сильный шестицилиндровый двигатель типа ГАЗ-51,
дифференциалы повышенного трения, герметичные тормоза колес, имелась
лебедка. ГАЗ-62 мог перевозить 14 человек или 1 тонну груза. Его
скорость составила 80 км/ч. Позже, в 1959 году, на том же предприятии с
конвейера пошла партия однотонных грузовиков повышенной проходимости
ГАЗ-62 с кабиной над двигателем и двигателем типа ГАЗ-51. Производство
ее, однако, длилось недолго. Опираясь на полученный опыт, конструкторы
разработали более совершенный грузовик ГАЗ-66, поставленный на конвейер
в 1964 году. А Ульяновский автомобильный? С 1956 года он полным ходом
стал выпускать ГАЗ-69, комплектуя машины узлами и деталями главным
образом собственного производства. Однако часть агрегатов он продолжал
получать из Горького - например, двигатель, колеса. Ульяновские «джипы»
быстро получили широкое признание ке только в нашей стране, но и за
рубежом. С 1956 года машины ГАЗ-69 начали поступать за границу, и
вскоре число стран, их покупавших, превысило пятьдесят. Мало того, по
типу ГАЗ-69 наладил производство автомобилей Дыкчхомский автозавод в
КНДР. Советская машина была взята за образец и румынскими
конструкторами машиностроительного завода в Кымпулунге, где уже много
лет выпускаются «джипы» М-461. А тем временем ульяновские специалисты
под руководством главного конструктора П. И. Музюкина приступили к
работе над перспективной машиной, которой предстояло прийти на смену
старому «газику». Прототип вездехода УАЗ-460 впервые экспонировался в
1962 году. Осенью 1964-го закончились его испытания, и после доводки и
переделок в ноябре 1972 года УАЗ-469Б заменил на конвейере ветерана
ГАЗ-69. Разумеется, почти за 20 лет производства ГАЗ-69 не оставался
неизменным. Вместо 52-сильного двигателя, унаследованного от «Победы»,
он получил более мощный, 55-сильный. Изменился привод ручного тормоза,
были усилены детали рулевого управления. С 1970 года ГАЗ-69 получил
более долговечные передний и задний ведущие мосты от серийной машины
УАЗ-452, муфту отключения полуосей в ступицах передних колес, усиленные
тормоза, новый тент. Что же представляет собой ГАЗ-69? Прежде всего
надо сказать, что ни один узел, ни один агрегат машины не являлся
какой-то технической новинкой. В ней удачно использовались уже
апробированные элементы, сочетание которых усиливало их достоинства и
сводило на нет присущие недостатки, а в совокупности сообщало машине
высокие эксплуатационные показатели. Двигатель, коробка передач,
рулевой механизм, дифференциал, амортизаторы, тормоза, передние крылья,
аккумулятор в значительной степени были унифицированы с узлами серийных
грузовых и легковых машин. Таким образом, удешевлялось производство
нового автомобиля, упрощалось обеспечение его запасными частями и
облегчался ремонт. ГАЗ-69 с самого начала был задуман как простой по
устройству автомобиль с легкодоступными для обслуживания и ремонта
узлами. Значение этих качеств у машины, которая эксплуатируется большей
частью в районах с грунтовыми дорогами, вдалеке от ремонтных баз,
трудно переоценить. Как машина повышенной проходимости, «шестьдесят
девятая» представляла собой незаурядную конструкцию. Большой дорожный
просвет (210 мм), малые передний и задний свесы, привод на все колеса,
шесть передач, небольшая длина, очень удачное распределение веса по
осям, выгодно подобранные передаточные отношения в трансмиссии
позволяли ей уверенно идти по снежной целине, грязи. Если
предшественник ГАЗ-67Б при несколько меньшем (1320 кг против 1525 кг)
весе и равной мощности двигателя имел среднетехническую скорость при
движении по грунтовым дорогам 25 км/ч, то у ГАЗ-69 она составляла 35 -
40 км/ч. «Газик» уверенно брал тридцатиградусные подъемы, преодолевал
брод глубиной 0,7 м и к тому же мог буксировать прицеп общим весом 850
кг. Кстати, о прицепе (индекс ГАЗ-704). Он был специально спроектирован
для ГАЗ-69, весил 340 кг и мог перевозить 500 кг груза. И сам ГАЗ-69 в
двухдверном варианте при сложенных скамьях в заднем отсеке был
рассчитан на перевозку полутонны груза. Таким образом, в сочетании с
прицепом «шестьдесятдевятка» становилась универсальным транспортным
средством. Еще больше расширяли сферу применения ГАЗ-69 откидной задний
борт и возможность установки носилок. Обе модификации оснащались
брезентовым тентом с боковинами, причем на ГАЗ-69 они были сделаны
съемными, а на ГАЗ-69А - складывающимися. Различались обе машины и
расположением запасного колеса. У первой оно находилось снаружи левого
борта кузова, у второй лежало сзади на дне багажника. Разными были
также бензобаки: у ГАЗ-69А один 60-литровый в задней части кузова, а у
ГАЗ-69 основной 47-литровый бак был помещен под полом кузова, а
дополнительный, 28-литровый, под сиденьем водителя. Трансмиссия ГАЗ-69
включала двухступенчатую раздаточную коробку, которая стояла отдельно
от трехступенчатой коробки передач. Таким образом, общее число ступеней
в трансмиссии равнялось шести. Высшей передачей в раздаточной коробке
была прямая. Следовательно, когда отсутствовала необходимость включить
понижающую передачу, шестерни раздаточной коробки не были нагружены
крутящим моментом и не изнашивались. Поскольку на понижающей передаче
момент, поступающий к ведущим колесам, возрастает почти в 2,5 раза, то
при выключенном приводе на передний ведущий мост есть риск перегрузить
шестерни и полуоси заднего моста. Поэтому на ГАЗ-69 механизм
переключения спроектировали так, что понижающую передачу в раздаточной
коробке нельзя включить, если не включен привод на передние колеса. Как
известно, в систему привода на передние колеса должны входить шарниры
равных угловых скоростей (см. «Моделист-конструктор» № 6 за 1976 г., с.
29). У ГАЗ-69 в качестве такого шарнира использован шариковый. Он
наиболее пригоден для машин массового производства, отличается
компактностью и высокой надежностью. По сравнению с прежней моделью
«шестьдесят девятая» обеспечила больший комфорт водителю и пассажирам
за счет боковин тента, защищающих от непогоды и ветра, а также
благодаря установке мощного отопителя. Для надежного запуска двигателя
в морозную погоду на ГАЗ-69 стоял мощный предпусковой подогреватель, с
помощью которого разогревали воду в системе охлаждения. Производство
ГАЗ-69 было прекращено в 1971 году. Но сотни тысяч «газиков» до сих пор
неутомимо трудятся в народном хозяйстве. В истории советского
автомобилестроения автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69 занял свое
достойное место.